Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка и т.д. К школьным неврозам могут приводить стереотипы родительского поведения:
- «Вот пойдешь в школу, там тебе…», «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу).
- «Знаешь, как мы будем тебя любить, когда станешь отличником!..» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе).
- «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).
- «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана)
- «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.)
Из кн. С.В.Чирковой «Родительские собрания в детском саду»