МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 6
|
|
---|
Игра «Волшебные предметы»
Ведущий показывает на любой предмет и задает одному из игроков следующие
вопросы:
- Что это?
- Какого цвета?
- Из чего сделано?
- Для чего предназначено?
- В каких известных тебе сказках речь идет об этом предмете?
- Если ты не знаешь такую сказку, то придумай свою.
- Если играют двое, то ведущими становятся по очереди. Если играют больше двух, то ведущий выбирается при помощи считалки, а игроки описывают предмет по очереди.
- Выигрывает тот, кто интересней других расскажет сказку о предмете. Победителя выбирают все вместе.
Игра «Отгадай по описанию»
- Ведущий загадывает какой-либо предмет (игрушку), обязательно находящийся в пределах видимости игроков. Затем он начинает описывать внешний вид, из какого материала изготовлена, способы применения и т.д.
Например. ведущий загадал слово «диван». Он говорит игрокам: «Этот предмет большого размера. Коричневого цвета. Верх покрыт материалом. Можно раскладывать. На нем можно сидеть или лежать».
- Побеждает тот, кто первым отгадает задуманный предмет. Он и становится новым ведущим.
Игра «Съедобное - несъедобное»
- Ведущий говорит: «Я буду называть различные предметы (например, яблоко, апельсин, сыр, окно, суп, машина и т.д.) и одновременно кидать тебе мяч. Если этот предмет можно есть, то мячик надо поймать, а если нет – отбить мне обратно».
- Выигрывает тот, кто не сделает ни одной ошибки или сделает их меньше всех. После того, как ведущий назвал 20 слов, игра останавливается и ведущий меняется. Новым ведущим становится тот, кто победил в игре.
Игра «Назови одним словом»
- Ведущий перечисляет несколько предметов, затем просит игрока сказать, что их объединяет и как их можно назвать одним словом.
Вот примеры таких заданий:
- Автобус, машина, трактор, самолет.
- Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
- Красный, желтый, синий, черный.
- Воробей, галка, синица, ворона.
- Корова, конь, овца, коза.
- Север, юг, запад, восток.
- Заяц, лиса, белка, волк.
- Лук, капуста, огурец, свекла.
- Холодильник, телевизор, пылесос, утюг.
- Сосна, дуб, тополь, липа.
- Батон, каравай, бублик, пряник.
- Босоножки, сапоги, туфли, кроссовки.
- Каша, суп, компот, гуляш.
- Щука, сом, карась, окунь.
- Клоун, акробат, жонглер, дрессировщик.
Упражнение на развитие слухового внимания, смысловой памяти, и мышления
- Послушайте и запомните 10 слов. Сгруппируйте их в смысловые пары: холод, лес, теленок, книга, ель, обезьяна, слово, пальма, корова, снег. (Слова зачитываются медленно, трижды)
Через 10 минут: Вспомни смысловые пары. Давай вместе рассмотрим получившиеся пары и попробуем объяснить, почему слова сгруппированы именно так.
Предполагаемые ответы ребенка:
- холод – снег (снег идет, когда холодно)
- лес – ель (В лесу растут ели)
- теленок – корова (Детеныш коровы - теленок)
- пальма – обезьяна (обезьяны живут там, где растут пальмы)
- книга – слово (в книгах пишут слова)
источник: Н. Чивикова «Как подготовить ребенка к школе»
19
мая
2021
|
Ольга (сыну 6 лет): «Сын не умеет проигрывать, сильно расстраивается, до истерики. Доводы о том, что невозможно быть во всем первым, что соперники могут быть сильнее и умнее, не действуют. Но ему же скоро в школу, а там точно не будет получаться все сразу Как быть?»
Отчего ребенок не может проигрывать? Прежде всего, нужно посмотреть, какой миф создается вокруг ребенка в семье. Возможно, ему говорят, что он самый умный, самый лучший. Он самый-самый! Одной из причин подобного отношения ребенка может быть воспитанный в семье эгоцентризм. Если ребенок думает, что у него должно быть все лучшее и он всегда должен быть первым, тогда второе место для него – катастрофа. Желание быть первым выросло на какой-то почве. Возможно, на почве большого количества позитивных оценок или вообще оценочного подхода в семье. До некоторого возраста оценочный подход может очень вредить. И никакими логическими доводами («Ничего, в следующий раз выиграешь») такого ребенка не убедить. В его голове сложилась установка, которая вызывает болезненные реакции.
ПЕРВЫЙ ШАГ: ПРИНЯТЬ СВОЕ ПОРАЖЕНИЕ
Можно попробовать обратить внимание ребенка на то, что когда он выигрывает, кто-то обязательно проигрывает.
Например:
-Мама проиграла, ей обидно, она расстроилась.
Желание выиграть означает желание, чтобы мама проиграла. Если у матери с сыном есть личный контакт, в ребенке может пробудиться сочувствие.
ПРОИГРЫВАТЬ – ПОЛЕЗНО
Можно побеседовать о том, как хорошо после проигрыша выиграть. И еще – как ошибки стимулируют развитие:
- Если ты занял второе место, ты будешь стараться стать первым.
Можно поиграть с ним в игру, где результат улучшается со временем. Показать, что не сразу все получается, а постепенно становится все лучше и лучше.
Обращать внимание на то, что проигрыши и упражнения помогают становиться лучше.
СКРАСИТЬ ПОРАЖЕНИЕ
Некоторые родители придумывают такой способ: чтобы уменьшить расстройство проигравшего, дают ему шоколадку или другой маленький подарочек. Мне не кажется, что это полезно. Это как прием обезболивающего: только кажется, что боль ушла. Нужно, чтобы ребенок спокойно относился к проигрышу. А для этого надо найти причину его огорчения. Причина либо в том, что он чувствует себя пупом земли, либо в том, что он считает, что должен выиграть во что бы то ни стало. А в игре ведь не так важно, кто выиграл и кто проиграл. Выигрывает дружба. Игра дает возможность каждому учиться дружить (выстраивать взаимоотношения, сопереживать, отстаивать свою точку зрения и т.д.), а также развиваться интеллектуально.
Достижения лучше всего оценивать не по тому, кто лучше кого, а по тому, как ты продвинулся с собой вчерашним. Здесь не просто игра, а ПРОЦЕСС ЖИЗНИ.
Вот замечательное письмо матери:
Мария (сыну 7 лет): «Мой сын никогда не умел проигрывать, сильно переживал, когда у него что-то не получалось. Из-за этого мы в семье не играли с ним в настольные игры, хотя очень их любим. Тренер по карате научил сына проигрывать. Он просто говорил: «Ты должен стремиться стать лучше. Не лучше других мальчиков, а лучше себя самого. Каждый день. Ребенок это запомнил и любил повторять».
Из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Родителям: книга вопросов и ответов»
16
марта
2021
|
1. Все ли Вам нравится в вашем ребенке?
2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
5. Поправляете ли вы речь малыша?
6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли вы малыша?
8. Смеетесь ли вы вместе с ним?
9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?
10. Часто ли вы обнимаете ребенка?
11. Играете ли вы вместе?
12. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
13. Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему?
14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, спектакль вашего малыша?
15. Ходили ли вы в театры, в музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребенком?
16. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
17. Беседуете ли вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
19. Стараетесь ли вы ходить с ребенком на прогулки?
20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?
Ключ:
«Да, почти всегда» – 4 балла;
«Иногда, может быть» – 2 балла;
«Нет, никогда» – 0 баллов.
Сложите полученные баллы. Если сумма баллов
от 80 до 60 – вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас очень хорошие взаимоотношения, вам очень хорошо вместе;
от 60 до 30 – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша;
меньше 30 – вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания ребенку. Это сделает и его, и вас счастливее.
16
марта
2021
|
Период адаптации к школе занимает от 1 до 3 месяцев (до полугода). Весь уклад жизни ребенка меняется.
Основные проблемы:
– смена режима сна и питания (детей, которые не ходят в сад, желательно готовить к школьному режиму заранее, уже летом);
– смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение длительного периода;
– увеличение времени, проводимого без двигательной активности, сидя за столом, непривычно высокий уровень шума, толчея на перемене;
– смена стиля общения со взрослым: учитель не ориентирован на опеку, заботу и защиту, ребенок может почувствовать себя одиноким;
– необходимость полного самообслуживания в столовой, гардеробе, туалете;
– необходимость самостоятельно организовать свое рабочее место, достать учебники из портфеля и разложить их;
– необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и перемену; подчиняться правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции;
– необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками;
– увеличение объема интеллектуальной нагрузки.
Социально-психологическая адаптация – процесс активного приспособления.
Существует 3 уровня адаптации (вы можете проверить, как проходит адаптация вашего ребенка):
1. Высокий уровень адаптации.
Ребенок положительно относится к школе, предъявление требований воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе; ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебной программы, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и делает домашнее задание почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учебный материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по имени и фамилии лишь часть одноклассников.
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждение, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.
Ребенок, которого не принимают родители или один из них, наиболее значимый, плохо адаптируется в школе, боится отметок и с трудом садится за уроки. Он принимает себя, если с раннего детства живет в атмосфере принятия его взрослыми.
Семилетки проходят этап психологической адаптации к школе легче, чем шестилетки. Статус ученика требует от ребенка осознания и его специфической роли и позиции учителя, определенной дистанции в отношениях, понимания условности этих отношений. Многим шестилеткам это трудно понять. Это связано с возрастным кризисом 7 лет. Ребенок попадает в сложную ситуацию: для него еще не потеряла своей актуальности игровая деятельность, в то же время социум уже предъявляет к нему новые требования, ставит перед необходимость присвоения соответствующих младшему школьному возрасту форм жизнедеятельности, где ведущей деятельностью выступает учебная. А ребенок еще не доиграл. Бесполезно наказывать его, требовать. От родителей требуется много терпения, доброжелательность. Можно серьезно, «по-взрослому», объяснить правила поведения, можно посетовать на огорчение, которое ребенок доставляет плохим поведением (выразить свои чувства), можно поставить в пример товарищей, но обязательно делать это наедине.
16
марта
2021
|
Как только вы выявили, что ваш ребенок берет чужие вещи, не паникуйте. Это еще не значит, что он станет вором. Вы должны знать, маленькие дети не воруют в том смысле слова, как мы понимаем. У них свои взгляды на «свое» и «чужое», отличные от наших.
Ребенок не ворует, а берет. Берет при всех, чтобы поиграть, насладиться вещью. Он еще не понимает разницы между общественной и личной собственностью. Малыш еще не зрел, и опыт жизни пока не научил его таким понятиям. Вам необходимо своевременно раскрыть ему их смысл.
- Не выливайте на ребенка лавину отрицательных эмоций.
- Постарайтесь успокоиться и отыскать возможную причину воровства, как бы надежно она не была скрыта.
- Объясните ребенку разницу между своим и чужим, а также почему чужое брать нельзя. Объясните ему, что чувствуют другие дети, когда лишаются чего-либо, что он будет чувствовать сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку или вещь.
- Пойдите вместе с ним и возвратите чужую вещь ее владельцу. Но сделайте все это так, чтобы малыш не чувствовал позора.
- Объясните ребенку, что если ему захочется взять чужое, он сможет взять его только тогда, когда получит на это разрешение.
- Не искушайте малыша соблазнами, делая доступным недоступное.
- Учите малыша ответственности за собственное поведение.
- Когда малыш ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.
- Ребенок должен знать, что мама с папой не одобряют никакого воровства.
Если у вашего ребенка все в порядке, нет отклонения от нормы, он здоров, то это возрастное воровство окажется лишь мелким эпизодом в его жизни, исчезнув раз и навсегда в дальнейшем.