Ольга (сыну 6 лет): «Сын не умеет проигрывать, сильно расстраивается, до истерики. Доводы о том, что невозможно быть во всем первым, что соперники могут быть сильнее и умнее, не действуют. Но ему же скоро в школу, а там точно не будет получаться все сразу Как быть?»
Отчего ребенок не может проигрывать? Прежде всего, нужно посмотреть, какой миф создается вокруг ребенка в семье. Возможно, ему говорят, что он самый умный, самый лучший. Он самый-самый! Одной из причин подобного отношения ребенка может быть воспитанный в семье эгоцентризм. Если ребенок думает, что у него должно быть все лучшее и он всегда должен быть первым, тогда второе место для него – катастрофа. Желание быть первым выросло на какой-то почве. Возможно, на почве большого количества позитивных оценок или вообще оценочного подхода в семье. До некоторого возраста оценочный подход может очень вредить. И никакими логическими доводами («Ничего, в следующий раз выиграешь») такого ребенка не убедить. В его голове сложилась установка, которая вызывает болезненные реакции.
ПЕРВЫЙ ШАГ: ПРИНЯТЬ СВОЕ ПОРАЖЕНИЕ
Можно попробовать обратить внимание ребенка на то, что когда он выигрывает, кто-то обязательно проигрывает.
Например:
-Мама проиграла, ей обидно, она расстроилась.
Желание выиграть означает желание, чтобы мама проиграла. Если у матери с сыном есть личный контакт, в ребенке может пробудиться сочувствие.
ПРОИГРЫВАТЬ – ПОЛЕЗНО
Можно побеседовать о том, как хорошо после проигрыша выиграть. И еще – как ошибки стимулируют развитие:
- Если ты занял второе место, ты будешь стараться стать первым.
Можно поиграть с ним в игру, где результат улучшается со временем. Показать, что не сразу все получается, а постепенно становится все лучше и лучше.
Обращать внимание на то, что проигрыши и упражнения помогают становиться лучше.
СКРАСИТЬ ПОРАЖЕНИЕ
Некоторые родители придумывают такой способ: чтобы уменьшить расстройство проигравшего, дают ему шоколадку или другой маленький подарочек. Мне не кажется, что это полезно. Это как прием обезболивающего: только кажется, что боль ушла. Нужно, чтобы ребенок спокойно относился к проигрышу. А для этого надо найти причину его огорчения. Причина либо в том, что он чувствует себя пупом земли, либо в том, что он считает, что должен выиграть во что бы то ни стало. А в игре ведь не так важно, кто выиграл и кто проиграл. Выигрывает дружба. Игра дает возможность каждому учиться дружить (выстраивать взаимоотношения, сопереживать, отстаивать свою точку зрения и т.д.), а также развиваться интеллектуально.
Достижения лучше всего оценивать не по тому, кто лучше кого, а по тому, как ты продвинулся с собой вчерашним. Здесь не просто игра, а ПРОЦЕСС ЖИЗНИ.
Вот замечательное письмо матери:
Мария (сыну 7 лет): «Мой сын никогда не умел проигрывать, сильно переживал, когда у него что-то не получалось. Из-за этого мы в семье не играли с ним в настольные игры, хотя очень их любим. Тренер по карате научил сына проигрывать. Он просто говорил: «Ты должен стремиться стать лучше. Не лучше других мальчиков, а лучше себя самого. Каждый день. Ребенок это запомнил и любил повторять».
Из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Родителям: книга вопросов и ответов»